- главное
-
Чего не хватает Украине для развития?
Последние новости
Децентрализации финансирования не будет
Принятием Налогового кодекса и внесением изменений в Бюджетный кодекс вызваны существенные изменения в структуре доходов и расходов местных бюджетов.
Во время избирательной кампании 2009 в программе «Украина для людей» кандидата в президенты Украины В. Януковича от Партии регионов звучали тезисы о расширении полномочий местных советов и предоставлении им до 60% от сводного государственного бюджета страны. Однако Партия регионов, активно декларирующая необходимость расширения прав регионов и полномочий местной власти, при принятии Налогового кодекса и внесении изменений в Бюджетный кодекс особых перемен, способствующих децентрализации финансовых потоков не привнесла - 79% доходов сконцентрируются в государственном бюджете и лишь 21% будет подконтролен местным органам власти.
В 2011 году в бюджетах городов и районов существенно снизятся поступления за счет налога с собственников транспортных средств. Согласно с нормами принятого Верховной Радой Налогового кодекса его заменили на сбор за первую регистрацию транспортного средства и акцизный налог.
Ликвидация налога с собственников транспортных средств повлечет наибольшие потери местных бюджетов. Ранее налог, уплачиваемый собственниками транспортных средств, поступал в местные бюджеты и направлялся исключительно для финансирования строительства, реконструкции, ремонта и содержания дорог коммунального значения. Согласно Налоговому кодексу, уплата сбора осуществляется только при первой регистрации транспортного средства, а акцизный налог будет взиматься в цене бензина при каждой заправке транспортного средства. Поступления от акцизного сбора на бензин будут направляться в государственный бюджет.
Таким образом, весьма существенно сократятся поступления в местные бюджеты в связи с отсутствием в их доходной части налога с собственников транспортных средств, который направлялся на финансирование строительства, ремонта дорог коммунального значения.
Перед субъектами местного самоуправления встанет вопрос о крайней необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов для обслуживания автомобильных дорог.
Компенсаторами доходов местных бюджетов являются возможность местных властей получить субвенцию с государственного бюджета для строительства, ремонта и содержания коммунальных дорог, а также незначительные поступления от торгового патента при торговле нефтепродуктами и газом.
Однако данные компенсаторы не покроют общие потери местных бюджетов связанные с отменой налога с собственников транспортных средств, а следовательно, не обеспечат необходимого объема поступлений для надлежащего и своевременного ремонта и содержания дорожного полотна городов и районов. Ожидается, что наиболее пострадает дорожная отрасль малых городов, районных центров.
В данном случае четко прослеживается тенденция к бюджетной централизации и ручному управлению финансами, деньги будут распределяться из центра по неведомому принципу, что неизбежно повлечет практику «выбивания» субвенций из государственного бюджета, в том числе при помощи взяток и «откатов», при этом, финансовому давлению могут подвергнуться оппозиционные представители местных властей.
Особенность управления дорожным хозяйством в населенных пунктах и за их пределами заключается в специфике администрирования. За состояние дорог в черте населенных пунктов, как правило, отвечают органы местного самоуправления, дороги же за пределами населенных пунктов обслуживает «Укравтодор».
Согласно прогнозам «Укравтодора», в 2010 г. состояние дорог в Украине достигнет беспрецедентной степени разрушения — до 60% всей протяженности дорожной сети потребует ремонта либо реконструкции.
Поскольку поступления от акцизного налога на бензин будут направляться в государственный бюджет, возникает вопрос о том, как же в действительности будут распределяться средства, заложенные в цене литра бензина, попадут ли в «Укравтодор», каким образом это предприятие будет распределять деньги и насколько эффективно. Ведь по оценкам специалистов в 2010 году только на погашение ранее взятых кредитов пришлось потратить 70% выделенных «Укравтодору» бюджетных денег. Следовательно, возможно предположить, что основной статьей расходов «Укравтодора» и в следующем году станет не ремонт и реконструкция дорог, а выплаты по долговым обязательствам.